История обители

Слободской Христорождественский женский монастырь до закрытия в 1920 году был одним из крупнейших в Вятской епархии. По своей красоте он считался подлинной жемчужиной города Слободского. Было блестяще организовано монастырское хозяйство. При монастыре действовали богадельня, школа и епархиальное женское духовное училище. Обитель насчитывала до 300 насельниц, в наши дни их только одиннадцать. Но процесс восстановления святыни уже начался.

Слободской Христорождественский женский монастырь основан в первой четверти XVII века усердием граждан, которые выстроили для монашествующих двухэтажную деревянную церковь и небольшие кельи. Для содержания монастырю был отведен небольшой приход. До этого монашествующие жили при приходских церквях. Первоначально монастырь носил название Спасского - по имени первого храма на его территории.

К 1740 году монастырская Спасская церковь перестраивается в каменном исполнении.

В 1764 году, в период проведения государственной реформы по секуляризации монастырских земель, многие монастыри были закрыты. В этом году, при составлении монастырских штатов, возводившихся тогда повсеместно в России, из пяти женских монастырей, находившихся в то время в пределах Вятской епархии, один только Вятский Преображенский монастырь был зачислен в штат третьего разряда. Остальные монастыри за малочисленностью монашествующих были упразднены. Монахини 4 упраздненных монастырей были переведены на временное жительство в Вятский Преображенский монастырь, а в декабре того же года – в Уфимский Христорождественский монастырь.

В 1775 году по указу Святейшаго синода повелено упразднить женский монастырь в Уфе, монахинь переместить обратно в Слободской в здание упраздненного Спасского монастыря. Церковную утварь и ризницу Уфимского монастыря монахиням приказано было взять с собой. Это перемещение последовало в ноябре 1775 года. Таким образом, Слободской монастырь через 11 лет был восстановлен снова, получив название “Уфимский Христорождественский монастырь, что в г. Слободском”, под которым просуществовал до 1823 года.

Прибыв в Слободской, монахини не могли поместиться все в зданиях здешнего монастыря, так как келий было очень мало. И опять многие из них были переведены в Вятский Преображенский монастырь, до постройки новых келий.

Но эта постройка в течении долгого времени не производилась, из-за недостатка средств и места (в то время монастырь был обстроен со всех сторон домами граждан и занимал самую незначительную часть городского квартала).

Только с 30-х годов монастырь стал постепенно приобретать через покупку смежные с ним дома и земли, и по мере своих средств стал устраивать кельи внутри монастырской ограды. С этого времени значительно стало увеличиваться и число сестер.

История обители

Площадь, занимаемая монастырем, имела форму квадрата и была обнесена высокой каменной стеной. С каждой стороны в стене были ворота. Одни из них на восток - «святыми». Над ними была помещена икона Спаса Нерукотворного.

Среди монастыря находился холодный храм, а вокруг него были разбиты огромные цветники.

Направо от Святых ворот - корпус настоятельницы, старая и новая трапезные. На самом углу монастыря - Иверская часовня. Рядом с новой трапезной – Свечной завод.

Дальше находились монастырские бани, прачечная, конюшня, двор второклассной школы. Перед школой – двухэтажный корпус, в котором жили сестры.

История обители
История обители

Северо-западный угол обители занимала школа, её больница, двор со всеми строениями и небольшой огород. В ней обучались 150 девочек разных сословий, преимущество отдавалось крестьянкам.

Здание школы громадное, и в нем помещались собственно две школы: второклассная церковно-приходская, дающая права на звание учительницы школы грамоты, и – одноклассная, так называемая «образцовая школа грамоты», где выпускные ученицы второклассной школы практиковались в школьных занятиях, готовясь к делу учительниц. При школе находилось общежитие для учениц и квартиры для трех учительниц.

В обители располагались 2 каменных храма. Первый храм (холодный) – двухэтажный, стоял среди монастырской ограды, был построен в первой четверти XVII века.

План храма был снят с Московского Богоявленскаго монастыря; но в несколько уменьшенном виде.На верхнем этаже храма находился один престол в честь образа Спаса Нерукотворнаго.

На нижнем этаже храма находились 2 престола: с правой стороны – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а с левой – в честь Св. Великомученицы Параскевы, нареченной «Пятницы». В 1921 храм был закрыт, в 1930-х сломан.

Второй храм был теплым, занимал почти середину стены и выходил алтарем на улицу Христорождественскую.

История обители

Первоначально он был сооружен в 1827 году в честь Рождества Христова. Иконостас в нем был двухъярусный, убранный золоченою резьбою по белому фону. Все иконы нижнего яруса были украшены сребропозолочеными ризами, а список Тихвинской иконы Божией Матери, находившийся по левую сторону царских врат, кроме того был убран драгоценными камнями: бриллиантами, аметистами, рубинами.

В 1834 году к этому храму был пристроен с южной стороны небольшой придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. Но этот храм был мал, тесен, и вот в управление обителью игуменьи Марии на месте этого низкого, старого храма был сооружен с Божией помощью на пожертвование добрых людей новый каменный прекрасный храм.

Фото 1930-х годов

Высоко вверх уходил широкий купол, справа, слева и с запада были хоры, на первых двух стояли сестры, а на западной - певчие. Внизу был расположен придел в честь Рождества Христова. Над царскими вратами шла поперек всего иконостаса невысокая золоченая решетка. Она отделяла собой узкую солею второго придела храма, устроенного над первым.

Не роскошна, но в высшей степени изящна была монастырская ризница; все облачения были сшиты руками самих сестер; были шитые по бархату золотом, серебром, а с тех пор, как в монастыре появилась живописная мастерская и стали рисовать акварелью, ризница обогатилась многими чудными облачениями этой работы.

В храмах обители находились святые иконы, пользовавшиеся особым благоговейным почитанием:

  1. Храмовая икона образа Спаса Нерукотворного, точный снимок с древней чудотворной иконы, находившейся в Москве у Спаса за золотой решеткой.
  2. Храмовая икона Божией Матери, - точный снимок с Смоленской чудотворной иконы, находившейся в московском Новодевичьем монастыре.
  3. Список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой Скоропослушницею, посланной из Афонского Андреевского скита в 1853 году в благословение игуменьи Пульхерии с сестрами.
  4. Список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой «В скорбях и печалях утешение». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 году афонские монахи приносили в г. Слободской из Афонского Андреевского скита и от которой 19 ноября здешний живописец Владимир Неволин получил исцеление от немоты. Снимок от чудотворной иконы был снят самим исцеленным.
  5. Список с Иверской иконы Божией Матери; это также точный снимок с чудотворной иконы.
  6. Храмовая икона святителя Митрофана Воронежского, посланная в 1833 году в благословение здешнему монастырю архиепископом Воронежским Антонием. На обратной стороне доски была собственноручная подпись Высокопреосвященнаго Антония, в которой он свидетельствует, что эта икона была написана тем самым живописцем, которому являлся во сне св. Митрофан для показания своего образа.
  7. Икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, написанная на кипарисовой доске. Была послана в здешний монастырь в 1871 году из Афонского русского Пантелеймоновского монастыря.
  8. 15 частей св. мощей, хранившихся в ковчеге.
  9. Икона Божией Матери Целительницы. Эту икону брали к опасно больным, и многие от нее получали исцеление.
  10. По прославлении угодника Божия преподобного Серафима перенесен в церковь его большой портрет, написанный в Дивеевском монастыре в 1854 году по заказу игуменьи Пульхерии. Преподобный был изображен идущим с палочкой из дальней своей пустыньки; лик его совершенно как живой.

Была еще небольшая церковь в новой трапезной, освященная 4 сентября 1899 году; в ней находился один придел в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Церковь хоть была маленькая, но замечательно уютная и светлая; везде была поразительная чистота, как повсюду в монастыре. По обеим сторонам этой церкви, за рядом арок, находились 2 большие столовые с длинными столами, где и собирались сестры к обеду и ужину.

Сестры все время трудились; кто к чему был способен, тот ту работу и делал; но в таком маленьком городке мало было сбыта работ, и труд плохо оплачивался.

В рукодельной, находившейся в том же корпусе, было следующее обустройство: на верхнем этаже (церковь и трапезная находились на среднем) были расположены: золотошвейная, позолотная, ткацкая и чулочная мастерские.

Интересна и ещё одна работа – приготовление просфор. Приходилось иногда их печь сразу по несколько тысяч: в большие праздники, или великим постом, когда много говеющих, тем более, что сёстры пекли просфоры и для своей, и для всех городских церквей.

Слева от трапезного корпуса располагался свечной завод. Он был не велик, но успевал приготовить свечи не только для своих монастырских храмов, но и богомольцам продавали свечи своего приготовления.

Против старого сада, выходя к нему двумя балконами и лицевым фасадом, стоял корпус живописной мастерской. В первой комнате писали масляными красками. Писали здесь иконы, и большие – для иконостасов, и маленькие – по заказу, для церквей, для частных лиц и для случайных покупателей. Во второй большой комнате рисовали акварелью. Много писали они иконостасов – сначала в свой храм, а потом в некоторые из окрестных сёл; 10 иконостасов отправили в Сибирь.

В том же корпусе, в его нижнем этаже, помещалась чеканная. Здесь делалась узорная кайма на покрытых золотом досках, уже совсем приготовленных для живописи.

История обители

Рядом с живописной, в маленьком домике, помещалась столярная. Следующий за столярной большой корпус содержал в себе келии сестёр и три мастерские. Большая из них была та, где шили гладью и шелками. Во второй шили церковные облачения, как для своих, так и для других храмов, в третьей рукодельной шили бельё, но дело велось здесь в очень небольшом размере.

Была еще и позолотная мастерская. Здесь золотили киоты и даже целые иконостасы, кресты на церкви и колокольни.

Больница занимала верхний этаж большого двухэтажного корпуса и находилась в заведовании опытной сестры милосердия.

Возле черты города находился монастырский огород и скотный двор.

В монастыре появилась первая в городе фотография.

В конце XIX века монастырь занимал целый квартал.

В 1918-м монастырь переживал большие потрясения. Декретом от 15 января 1918 г. было провозглашено отделение церкви от государства и, как следствие этого, отделение школы от церкви. От монастыря была отторгнута второклассная школа (епархиальное училище).

С сентября 1918 по март 1919 г. в корпусах женского монастыря был размещен 88-й стрелковый полк. В это время зданиям монастыря был причинён значительный ущерб. Отсутствие дисциплины в воинских частях в это время отмечалось даже уездным партийным руководством: «Помещения загрязнены, офицерство пьянствует. Политические комиссары мер не принимают».

Несмотря на все трудности, в монастыре старались поддерживать обычный распорядок, работали живописная, вышивальная (портняжная), столярная мастерские. Хотя, конечно, в меньших масштабах, но продолжалась деятельность свечного заводика. Позднее других была открыта в монастыре сапожная мастерская. Фотографическим отделением заведовала Мария Александровна Черных.

В 1920 году монастырь был закрыт, а на его территории организован школьный городок имени III Коммунистического Интернационала. В бывшей теплой церкви сделали клуб, в настоятельском корпусе - детский сад, многие корпуса превратили в общежития и коммунальные квартиры.

Некоторые из монахинь ещё до закрытия монастыря покинули его стены, выехали в другие города и села. Это преимущественно те, кто мог вернуться к родным. Большинство же, значительную часть жизни проведшее здесь, давно потеряло нити, связывающие их с мирской жизнью. Они остались в городе, нашли «пристанище в домах сердобольных граждан». В списках лиц, лишённых избирательных прав, которые можно отнести ко второй половине 1920-х годов, перечислено 148 монахинь, проживавших в городе.

Домовую церковь во имя Божьей Матери Скоропослушницы уже в конце сентября 1920 г. было решено приспособить под театр. В 1920-х - начале 1930-х годов северную часть квартала передали военным (основная часть помещений была занята меди¬цинскими складами), а юго-восточную - пожарной части, юго-западная часть квартала осталась жилой. К маю 1921 г. все церкви монастыря были закрыты.

До войны на территории монастыря находилась «особо секретная разведшкола».

В советское время были утрачены древняя Спасская церковь (возможно, в земле сохранилось ее основание), деревянные келейные и хозяйственные корпуса, главы Христорождественской церкви и часовни, шатер колокольни, часть ограды и сады. На территории монастыря построили гаражи и склады.

Возрождение обители началось с 2006, когда в монастыре, тогда еще занимаемом войсковой частью была совершена первая литургия. В декабре 2009 года войсковая часть, занимавшая большую часть монастырских зданий, была расформирована и здания возвращены церкви.